• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Рязани за 2018 год

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории

г. Рязани за 2018 год

 

1. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению (далее – Анализ) проведен Рязанским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 05.12.2016 №1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы».

Данный анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок анализа), и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, направленными в территориальные органы ФАС России письмом от 14.12.2018 №ВК/103068/18 (далее -  Методические рекомендации).

Целью проведения настоящего анализа является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Рязань (раздел 4 Методических рекомендаций).

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке теплоснабжения использовались сведения, полученные от:

  1. Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области,
  2. хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению на территории города Рязани;
  3. данные собственных исследований антимонопольного органа;
  4. данные ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующей товарном рынке.

 

2. Временной интервал исследования рынка

 

В Методических рекомендациях ФАС России указан временной интервал исследования рынков – 2018 год.

 

3. Продуктовые границы рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с главой III Порядка анализа рынка.

В соответствии с пунктом 3.1 такого порядка процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации                (ГК РФ) установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от  31.07.2016):

- тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

тепловая мощность (далее - мощность) - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

- потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

- теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

- тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

- передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

- теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

- единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация, ЕТО) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях", услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественно-монопольным видам деятельности.

Согласно статьи 3 Закона №147-ФЗ:

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2014 относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха».

Процесс теплоснабжения включает в себя следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами является услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Анализ имеющихся договоров между теплоснабжающей организацией и потребителем (осуществленный в соответствии с пунктом 3.2. Порядка анализа рынка) показал, что предметом такого договора является продажа тепловой энергии от сети Поставщика и ее потребление абонентом-покупателем через присоединенную сеть на её границе, соблюдение режима потребления тепловой энергии, обеспечение безопасности используемых энергетических сетей, оборудования и приборов, обязанности и права сторон, порядок учета тепловой энергии и финансовых расчетов за ее потребление, т.е. происходит отпуск - прием тепловой энергии в виде носителя: горячей воды или пара в точке присоединения сетей. Объем тепловой энергии при разных носителях указывается одинаково в Гкал/час при соответствующей температуре теплоносителя.

Согласно Методическим рекомендациям в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (а именно производство, передача, сбыт тепловой энергии).

В отличие от других товаров тепловая энергия не может складироваться и запасаться впрок в объемах, достаточных для коммерческих целей, а используется тогда, когда теплоноситель с запасенной в нем тепловой энергией, полученной от сжигания топлива (или другим способом), начинает поступать в теплоиспользующие установки потребителей. При этом тепловая энергия передается потребителям по тепловым сетям и поэтому режимы потребления энергии у одних потребителей влияют через сеть на режимы других потребителей. Указанные свойства тепловой энергии как товара отражены в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

В последние годы наметилась тенденция строительства новых котельных, в том числе модульных крышных котельных с использованием внутридомовых инженерных систем и автономной системы отопления, являющихся общей совместной собственностью собственников жилых помещений. Эти котельные производят тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в эксплуатации управляющих организаций на основании договора управления многоквартирным домом.

Товарами-заменителями могут являться приборы, устройства, которые могут использоваться для теплоснабжения конечным потребителям:

- приборы, вырабатывающие тепловую энергию с помощью солнечной энергии;

- приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью электричества;

Приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью газа (газовые котельные).

Вместе с тем, Закон о теплоснабжении декларирует приоритет централизованного теплоснабжения. Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом вышеизложенного тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

4. Географические границы товарных рынков.

 

Согласно статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных затрат.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов. Таким образом, географические границы рынка определены как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

Согласно разделу 4 Методических рекомендаций анализ конкуренции проводится в муниципальных образованиях Российской Федерации с населением более 100 тысяч человек.

К полномочиям Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в том числе и определение единой теплоснабжающей организации (пункт 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», далее - Закон о теплоснабжении). Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) на территории города Рязани наделено МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС»).

Вместе с тем, теплоснабжающие организации действуют в географических границах соответствующих муниципальных образований, при этом в пределах одного муниципального образования формируются несколько локальных рынков (в границах присоединенных тепловых сетей). В ряде случаев технологическая инфраструктура тепловых сетей географически выходит за административные границы одного муниципального образования.

На территории г. Рязани (населенного пункта с населением 538 962 человека, то есть свыше 100 тыс. чел.) услуги по теплоснабжению оказывают и иные теплоснабжающие или теплосетевые организации.

Таким образом, географические границы определены -  город Рязань в пределах расположения тепловых сетей.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В состав субъектов, действующих на рынке теплоснабжения,  включаются теплоснабжающие, теплосетевые организации, в том числе единые теплоснабжающие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

- производство тепловой энергии и (или) продажу конечным потребителям произведенных и (или) приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- передачу тепловой энергии;

- производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи (единые теплоснабжающие организации),

до конечного потребителя.

Количественный состав теплоснабжающих, теплосетевых, единых теплоснабжающих организаций приведен в Таблице 4.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, приведен в Таблице 1.

Дополнительно состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, передачу, сбыт тепловой энергии, приведен в Таблице 3.

Покупателями на исследуемом товарном рынке являются следующие группы:

- население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;

- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;

- организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.

В административно-территориальных границах муниципального образования г. Рязани действуют следующие генерирующие тепловую энергию компании:

- ПАО «Квадра-Центральная генерация»;

- ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»;

- МУП «РМПТС»;

- ведомственные котельные.

Указанные компании продают вырабатываемую тепловую энергию основному перепродавцу – ЕТО - МУП «РМПТС». Кроме этого, МУП «РМПТС» самостоятельно осуществляет производство тепловой энергии, а также приобретает её у других малозначительных производителей тепловой энергии и осуществляет продажу этой энергии вышеуказанным потребителям.

Кроме указанных, действуют и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство и продажу тепловой энергии без посредников на локальных рынках, не связанных сетями с вышеуказанными хозяйствующими субъектами. Сведения представлены в Таблице №1.

6. Расчет объема товарного рынка и долей

хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно п.6.1 Порядка анализа рынка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Разделом 6 Методических рекомендаций определено, что расчет объема рынка услуг теплоснабжения за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей теплоснабжающих организаций и производителей тепловой энергии производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Оценка объема товарного рынка теплоснабжения определяется как сумма объемов продажи (поставки) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям единой теплоснабжающей организацией, выраженной в Гкал.

Объем рынка услуг теплоснабжения определяется как сумма объемов продажи (поставки) конечным потребителям тепловой энергии. Сведения представлены в Таблице 2.

Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство тепловой энергии, включая определение долей хозяйствующих субъектов, а также  количественный состав теплоснабжающих, теплосетевых организаций, единых теплоснабжающих организаций представлены в Таблице 3.

МУП «РМПТС» является единой теплоснабжающей организацией (единственным продавцом товара), его доля на данном товарном рынке составляет 100%.

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Согласно п.7.1 Порядка анализа рынка для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Согласно п.7.2 Порядка анализа рынка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

Фактически, показатели уровня коэффициента рыночной концентрации CR на рынке тепловой энергии в г. Рязань не рассчитываются ввиду наличия на нем одного продавца.

Таким образом, CR=100%, HHI=10000; рынок высококонцентрированный.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

 

К барьерам входа на рынок тепловой энергии, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данном товарном рынке, опрошенные продавцы тепловой энергии отнесли следующие ограничения:

а) экономические ограничения, в том числе:

- объемы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок (ориентировочные величины этих затрат - 60 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих капитальных вложений: 5 - 7 лет);

- объемы первоначальных инвестиций и капитальных затрат - более 5 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих капитальных вложений: более 15 лет);

- объемы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок (ориентировочные величины этих затрат - 80 млн. руб.;

- низкая привлекательность теплового рынка, обусловленная высоким уровнем затрат;

- несвоевременная оплата потребителями услуги, ведущая к росту дебиторской задолженности, недостаточности средств на текущие расходы;

- наличие потерь тепловой энергии;

- модернизация всех магистральных тепловых сетей, находящихся в критическом состоянии вследствие высокого износа (более 80%) и участвующих в производственном процессе, в течение более 15 лет;

- поддержание распределительных тепловых сетей в исправном техническом состоянии за счет выполнения ежегодной реконструкции.

б) административные ограничения:

- услуги по теплоснабжению оказываются с использованием теплосетей и оборудования, являющихся муниципальной собственностью, организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества;

- высокая себестоимость производства тепловой энергии, низкие тарифы на тепловую энергию.

- низкая привлекательность теплового рынка, обусловленная высоким уровнем затрат и низкой рентабельностью;

- необходимость утверждения тарифа в регулирующем органе власти.

Из вышесказанного следует, что экономические барьеры выхода на рынке услуг по теплоснабжению трудно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются. Даже при наличии имущества потенциальный продавец не сможет выйти на рынок теплоснабжения до утверждения ему тарифа на соответствующий вид деятельности. Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет возможность установления свободной цены, то есть определяемой по соглашению сторон, на тепловую энергию (п. 2.1 статьи 8 ФЗ №190-ФЗ). При этом создает ограничение: цена, определяемая по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности), не может быть выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок (в соответствии с разделами VII и VIII Порядка анализа рынка),  указанных характеристик (показателей уровня концентрации товарных рынков, наличия и преодолимости барьеров входа), рассмотренных в пунктах 7 и 8 настоящего Аналитического отчета достаточно для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок.

Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в г. Рязани рынок услуг теплоснабжения характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

Оценка перспективы изменения состояния конкурентной среды на данных рынках следующая:

- утверждение схемы теплоснабжения и определение ЕТО привели к монополизации рынка теплоснабжения, в то же время состав продавцов тепловой энергии остался неизменен;

- количество покупателей, объемы рынков, тарифы на тепловую энергию не окажут воздействие на состояние конкуренции на них в перспективе.

Кроме этого, наметилась устойчивая тенденция использования индивидуальных котлов для получения тепла (тепловой энергии в виде горячей воды) собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах вместо общедомовых котельных, существующих систем теплоснабжения. Это способствует стабилизации рассматриваемых рынков по составу продавцов и покупателей.

 

10. Анализ состояния конкурентной среды на

товарном рынке (выводы)

 

Исследования показали, что продуктовыми границами товарного рынка является тепловая энергия.

Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 в качестве Единой теплоснабжающей организации по городу Рязани утверждено МУП «РМПТС».

Таким образом, географические границы - город Рязань в пределах расположения тепловых сетей.

Проведенный анализ показал, что рынок теплоснабжения в г. Рязани в 2018 году представляет собой высококонцентрированный рынок.